Наш земляк попал на фронт в 30 лет. Дома остались жена и трое детей. В каждой весточке, присланной Василием с фронта и сохранившейся до наших дней, — тоска по горячо любимому семейству.
Как истинный глава семьи, даже вот-вот отправляясь на фронт, Василий Алексеевич через письма пытается решить бытовые проблемы своих родных. 17 октября 1941 года он пишет своей теще, которую он называет мамашей (орфография и пунктуация автора сохранены):
«Ну мамаша может быть я сфотографируюсь, то пошлю вам фотографию. Ну скоро мы должны отправиться на фронт, тоже 1/XI 41-го или 25/X 41-го. Ещё мамаша я тебя прошу, чтобы Нюру переправить к вам и жить вместе, детей мне очень жалко и прошу тебя их как внучат жалеть. Я мамаша послал посылку на тебя, всё барахло, как получила или нет? А тебя прошу всё мне сообщить. До свидания! Помните, что ваш зять на защите родины. Буду выполнять задачи всего народа».
Чуть позже, узнав, что его семья благополучно добралась до места, он напишет, что сердце его теперь спокойно:
«Очень рад, что вы благополучно доехали и на месте, у меня сердце на месте. Запасай хлеб, чтобы дети без хлеба не были. Носки мне надо, перчатки, тёплую рубашку, все в пилотках ходим. <…> Нюра, мамаша нам наверно жить больше в лагерях не придётся, может быть до праздников октябрьских. Но не прерывайся, пиши ответ всё время, чтобы были ответы. Живу, всё понятно, и должно быть очень.
В одном из писем, датированном 6 ноября 1941 года, Горбунов, предчувствуя беду, заранее прощается со своими домочадцами:
"Добрый день, родные мои, Нюра, Тамарочка, Серёженька, Люсенька, мамаша, Сима, Валя и моим родным, как в Турбанке, так и в Спасском дядькам и тёткам, братьям Красновым и всем остальным, всем знакомым. Нюра, меня отправили на фронт на 7.11.41-го, может быть больше не увидимся. Живи аккуратно, не обижай моих детушек.»
Дети для него — самое главное в жизни: в каждой весточке с фронта — приветы им и наставления, чтобы детей не обижали. Да и завершает свои послания солдат так:
«Целую детушек 1000 раз каждого. Посмотрел бы я вас одним глазом. Ну, до свидания! Пишите ответ, не забывайте».
К сожалению, Василий Горбунов так и не увиделся со своими ребятишками и женой. В марте 1942-го он пропал без вести. Но его потомки до сих пор бережно хранят фотографии фронтовика и эти практически истлевшие листочки — письма, написанные рукой солдата в годы войны.
Николай Иванович родился в Ульяновской области, в деревне Елизаветино, жил в Казани. В армию был призван в 1939 году, на тот момент ему был всего 21 год. Его фронтовая жизнь продолжалась с июня 1942-го по май 1945-го. В годы войны Николай Иванович был сапером. В 1946 году участвовал в войне с Японией.
В июне 41-го он, истосковавшийся по своей семье, пишет (орфография и пунктуация автора сохранены):
«Сколько лет тому назад как я расспростился с вами и не пожалел бы ничего, чтоб повидаться с родной семьей с любимой женой своей дорогой. Но еще больше не пожалел бы ничего для того, чтобы скорее уничтожить вот эту гитлеровскую армию - фашистскую гадину. И освободить наших советских людей находящихся временно в рабстве у немца.<…> Нет и не будет ему пощады».
А еще, как и многие солдаты, он мечтает всем сердцем о наступлении долгожданной Победы и светлом будущем:
«Праздник на нашей улице наступит и не далек тот час когда мы все будем праздновать день Победы и дышать полной грудью нашим Русским Свободным воздухом. <…> и жизнь будем строить на Славу Народа, чтобы весь мир смотрел на наш трудолюбивый Свободный Народ - Герой на нашу Великую Русь».
Как еще можно было достучаться до сердец своих близких, оставшихся в тылу? Как передать всю бурю чувств и эмоций фронтовика? Конечно, бойцы писали стихи, а если не умели, то переписывали популярные на фронте песни, ведь их слова были понятны всем и трогательны. Вот и Николай Никитин написал своим родным строчки из известной песни времен Великой Отечественной, автором которой является поэт Борис Ковынев. Рассказывается о десятках вариантов песни. Никитин передал такой (орфография и пунктуация автора сохранены):
«22 июня ровно в 4 часаКиев бомбили нам объявили,Что началася война.Кончилось мирное время,Нам расставаться пора,Но ты смотри, чувства мои сохрани,Выйди подруга к поезду друга,Друга на фронт проводи.Стукнут колеса состава,Поезд помчится стрелой,Ты мне с перронаЯ из вагона друг другу помашем рукой.Пройдут года, и вновь я увижу тебя,Ты улыбнешься,К сердцу прижмешься,Я поцелую тебя».Письма Николая Ивановича продолжают бережно хранить, как и его награды. В их числе - медаль за Победу над Японией, медаль Жукова, орден Отечественной войны II степени и знак «Фронтовик».
7 мая 1945 года
Здравствуй Юличка!
Юличка! Примите мой горячий привет и массу наилучших пожеланий в твоей цветущей жизни. Юличка, милая деточка, ты мне прости что я не написал тебе поздравительного письма с днем первого мая.
⠀Юля! Я последнее время находился, все время на передке т.н. на переднем крае в полосе пехоты, сидел все время в траншее или в окопчике ведя уничтожающий огонь по отступающем в беспорядке врагу. 30.04. наш первый Белорусский фронт соединился южнее Берлина с 1-м украинским фронтом на одной из маленьких рек Германии. В этот же день к нам на лодках и на машинах приезжало много девушек и ребят с украинского фронта. Среди них я смотрел- хотел увидеть тебя, но конечно тебя не было. Юличка, я сейчас нахожусь еще на территории Германии. Военных действий не ведем – для нас уже кончилась война, приезжаем к мирному труду и к мирной учебе.
⠀За период с января по май месяц мне удалось заслужить неплохой авторитет в командовании. Я за свои боевые дела дважды награжден, имею две благодарности товарища Сталина.
⠀Жизнь моя проходит хорошо. Полагаю что имею маленький кусочек счастья – остался цел и невредим. А еще осталось испытать более большое щасть это знайти тебя, встретиться с тобой и начать щасливу совместную жизнь. К этому я стремлюсь. К этому я должен и прийти.
Юличка. Пиши мне милая деточка больше писем, не обижайся что маловато получала от меня писем, после этого письма будем получать 2-3 письма в месяц.
Вот дорогая моя крошечка и все что я мог тебе написать. В виду того что мало получаю писем от тебя, имею совсем малое представление о твоей жизни.
Передавай привет к-ну Бурек, Шарабидзе, Яценко, Голубничему и всем остальным ребятам.
Передавай привет своим подругам девушкам и всей роте.
На этом писать кончаю. Жду ответа без терпенья. Крепко целую твой Вася. До свидания.
Здравствуй Зоя!
Привет и лучшее пожелание.
Сообщу тебе что я ранена лежу в госпитале ранена в правую руку, сквозное перебита кость и нервы. Сейчас рука не владеет совсем и очень беспокоит, но я считаю себя счастливой что осталась жива. Пришлось ночь ночевать под трупами в погребе, потом сутки была у немцев переодетая в гражданскую одежду, а потом подошли наши части и меня отвезли в госпиталь чувство страха, пережитых мучений и ненависти к немцам я не забуду никогда знаешь когда меня ранило и оглушило снарядом разорвавшемся, я потеряла сознание не знаю сколько я лежала в снегу, только потом я еле смогла доползти до одного погреба где сидели гражданские женщины и дети, они меня переодели там. И вот немцы проходя мимо бросили в нас 3 гранаты убило всех женщин я осталась одна с 4 х летним мальчиком он сидел у меня на руках потом один немец заглядывая к нам выстрелил и в меня и попал прямо мальчику в голову и вот когда я осталась одна залезла под эти трупы и ночевала там ночью, я там слышала как немцы бросали гранаты как сыпались на меня земля я думала что я сойду с ума. Первые бои я была в танке, но стервятники подожгли нам танк когда его окутало черным дымом, под пулями и разрывом снарядов задыхаясь в дыму нам пришлось покинуть его у меня вся шуба была продырявлена пулями, но тело не задевали всё. Очень жалею командование, которое геройски погибло в тот день когда меня ранило. Да! Зоя для меня будет это большим горем и страданием, если у меня рука так останется восковой кажется моим страданиям не будет конца. Вот уже 17 дней и ночей как я не могу сомкнуть глаза. Я лежу в украинской хате т. к. в госпитале нет мест притом здесь удобнее. Питание хорошее но у меня ещё плохой аппетит. Сейчас у меня звериное желание за все свои страдания отомстить фрицам и попасть на передовую но не с сумкой и бинтами а с связкой гранат и ручным пулеметом в руках и не расстреливать сразу, а постепенно казнить.
Я кажется тебе уже писала что я получила орден красной звезды, а за последние бои представлена к ордену Ленина ну вот кажется все. Письма пиши на часть т. е. на старый адрес т. к. меня отсюда скоро увезут, а из части кто нибудь перешлет привет Ф. Ф. Гене и Светы
Целую ваша Валя. 5.2.43
#НиктоНеЗабыт #НичтоНеЗабыто