Волгоград - город ГЕРОЙ
Волгоград - город ГЕРОЙ
17 июля 1942 г. началась битва за Сталинград (ныне — Волгоград) — одно из самых крупных и ожесточённых сражений, которое коренным образом изменило ход Великой Отечественной и Второй мировой войн. Сталинградская битва условно делится на два периода: оборонительный (17 июля — 18 ноября 1942 г.) и наступательный (19 ноября 1942 г. — 2 февраля 1943 г.).
Летом 1942 г. немецко-фашистские войска развернули наступление на южном крыле советско-германского фронта с целью выхода в плодородные районы Дона, Кубани, Нижней Волги и нефтяные районы Кавказа. Для наступления на Сталинград из состава группы армий «Б» была выделена 6-ая армия под командованием генерала Ф. Паулюса. К 17 июля в неё входило 13 дивизий (около 270 тыс. человек, 3 тыс. орудий и миномётов и около 500 танков). Их поддерживала авиация 4-го воздушного флота (до 1200 боевых самолётов). Силам наступающего противника противостоял Сталинградский фронт, который был создан по решению Ставки Верховного Главнокомандования 12 июля 1942 г. В его состав вошли 62-я, 63-я, 64-я, 21-я, 28-я, 38-я, 57-я армии и 8-я воздушная армия бывшего Юго-Западного фронта. Командовал фронтом Маршал Советского Союза С. К. Тимошенко (с 23 июля — генерал-лейтенант В. Н. Гордов). Перед фронтом была поставлена задача, обороняясь в полосе шириной 520 км, остановить дальнейшее продвижение противника. Выполнение этой задачи фронт начал, имея всего 12 дивизий (160 тыс. человек, 2,2 тыс. орудий и миномётов и около 400 танков), в 8-й воздушной армии было 454 самолёта. Кроме того, здесь действовало 150-200 бомбардировщиков авиации дальнего действия и 60 истребителей 102-й авиадивизии ПВО. Противник превосходил советские войска в людях в 1,7 раза, в артиллерии и танках в 1,3, в самолётах более чем в 2 раза.
С 17 июля передовые отряды 62-й и 64-й армий в течение 6 суток оказывали противнику ожесточённое сопротивление на рубеже рек Чир и Цимла. Немцы были вынуждены развернуть часть главных сил, и это позволило выиграть время для усовершенствования обороны на основном рубеже. В результате упорных боёв были сорваны планы противника по окружению советских войск и прорыву в город.
В сентябре 1942 г. для взятия Сталинграда немцы создали 170-тысячную группировку, прежде всего из сил 6-й армии. 13 сентября немецкие войска вышли к Волге в районе балки Купоросной; на следующий день противник прорвался в центр города, где завязались бои за железнодорожный вокзал «Сталинград-I». По решению Ставки Верховного Главнокомандования из-за Волги была переправлена 13-я гвардейская стрелковая дивизия под командованием генерал-майора А. И. Родимцева. Переправа проходила в тяжёлых условиях под непрерывным миномётным и артиллерийским огнём противника. Высадившись на правый берег, дивизия сразу же вступила в бой за центр города, железнодорожный вокзал, площадь 9-го января (ныне — площадь Ленина) и Мамаев курган.
14 октября немцы предприняли генеральный штурм Сталинграда, продолжавшийся три недели: атакующим удалось овладеть Сталинградским тракторным заводом и выйти к Волге на северном участке обороны 62-й армии. 14 ноября германское командование предприняло третью попытку овладеть городом: после отчаянной борьбы немцы взяли южную часть завода «Баррикады» и прорвались на данном участке к Волге. Однако это был их последний успех.
Оборонительный период Сталинградского сражения продолжался почти три месяца. За этот период Ставка Верховного Главного Командования приступила к разработке плана, получившего кодовое название «Уран». В район боевых действий на Волге были направлены представители Ставки — генерал армии Г. К. Жуков, генерал-полковник А. М. Василевский, генерал-полковник артиллерии Н. Н. Воронов для изучения на месте вопросов, связанных с подготовкой контрнаступления. Наступательная Сталинградская операция завершилась 2 февраля 1943 г. разгромом немецко-фашистских войск.
ГЕРОИ СТАЛИНГРАДА
Центром противостояния в Сталинграде стал Мамаев курган, с которого можно было просматривать и обстреливать значительную часть города. Эта высота переходила из рук в руки несколько раз. До берега Волги многим немецким частям оставалось пройти всего 150–200 метров, но они так и не смогли этого сделать. На выручку обороняющимся в ночь на 15 сентября под жесточайшим вражеским обстрелом через Волгу была переправлена 13‑я гвардейская дивизия генерала А. Родимцева, которая с ходу вступила в бой и отбила у противника Мамаев курган.
Сержант Я. Павлов вместе со своими немногочисленными товарищами захватил у немцев и почти два месяца оборонял дом недалеко от набережной. Дом, у которого нашли могилу сотни солдат вермахта, потом так и назвали — «Дом Павлова».
Отважно действовали в руинах Сталинграда советские снайперы. Легендой стала боевая работа снайпера В. Зайцева, уничтожившего 225 вражеских солдат. Но В. Зайцев был не единственным в Сталинграде снайпером‑асом. Бывший нанайский охотник М. Пассар уничтожил 272 фашиста; пришедший на фронт с завода «Красный Октябрь» П. Гончаров — 400.
В начале октября 1942 года красноармеец М. Паникаха при обороне сталинградского завода «Красный Октябрь» бросился с двумя бутылками зажигательной смеси на вражеский танк. В одну бутылку попала немецкая пуля. Боец, объятый пламенем, нашёл в себе силы, чтобы подобраться к моторному люку танка и разбить об него вторую бутылку. Герой погиб, но остановил вражескую бронированную машину.
Воины Красной Армии сближались с гитлеровцами на расстояние броска гранаты, затем переходили в рукопашную схватку, действуя штыком и сапёрной лопаткой. Героизм, как отмечали многие свидетели Сталинградской битвы, стал для советских воинов обыденным делом.
Накануне Великой Отечественной войны г. Сталинград являлся одним из важнейших промышленных центров страны. К числу крупных предприятий города относились: завод «Красный Октябрь», Сталинградский тракторный завод, завод «Баррикады» № 221, Судоверфь № 264, лесозавод им. Куйбышева, завод медицинской аппаратуры им. Сакко и Ванцетти.
В связи с нападением на Советский Союз немецко-фашистских захватчиков, экономика страны в короткие сроки переходит на военные рельсы, и существенно возрастает количество оборонных заказов.
Постановлением бюро Сталинградского обкома ВКП(б) от 22 октября 1941 г. было решено организовать на базе филиала завода № 192 производство автоматического пистолета-пулемета Шпагина (системы ППШ). Постановлением бюро Сталинградского обкома ВКП(б) от 10 декабря 1941 г. Сталинградский консервный завод обязывался приступить к производству винтовочной противотанковой гранаты Сердюка образца 1941 г. (ВПГС-41). С началом войны Сталинградский судостроительный завод № 264 приступил к выпуску танков Т-60 и запчастей к ним, бронекорпусов и башен для танка Т-34, бронекорпусов для самолетов ИЛ-2.
В период ожесточенных боев на подступах к Сталинграду завод направил более 1000 рабочих на строительство оборонительных рубежей. Во второй половине августа 1942 г. предприятие продолжило выпускать корпусы танка Т-34. Невзирая на тяжелые условия, 23-24 августа завод изготавливал ежедневно 12 танковых корпусов. За этот же месяц было выпущено 292 корпуса для самолета Ил-2. 29 августа 1942 г. по инициативе руководства завода, одобренной Наркоматом танковой промышленности СССР, предприятие приступило к эвакуации материальных ценностей в Астрахань.
С началом Великой Отечественной войны Сталинградский тракторный завод выпускает: танки Т-34, Т-60, дизельные двигатели к танкам, фугасные авиабомбы (ФАБ-500), мины, корпуса 82-мм мин, корпуса 152-мм осколочных снарядов звенья к пулеметной ленте, взрыватель (КТМ), сопла к М-13, к М-8. 9 ноября 1941г. на СТЗ была создана танкоремонтная база народного комиссариата обороны. В течение декабря 1941г. было отремонтировано 98 танков Т-34 и 6 танков КВ.
23 августа 1942 г. на заводе создан истребительный батальон под командованием начальника райотделения милиции лейтенанта Костюченко. Батальон оборонял подступы к поселку Тракторный в течении 5 суток, чем обеспечил время до подхода частей Красной Армии. Позднее был введен в регулярные части армии. В августе 1942 г. началась эвакуация завода. Производственная деятельность продолжалась на заводе до сентября. В ходе битвы полностью разрушено 250 тыс. кв. м. производственных площадей. С марта 1943г. на заводе начат капитальный ремонт танков Т-34 и КВ, дизелей В-2. В апреле на фронт была отправлена танковая колонна «Ответ Сталинграда».
В годы войны завод «Баррикады» № 221 производил: 76-мм дивизионную пушку, прицелы и передки к УСВ, 120-мм полковые минометы, артустановки Б-64, Б-64с для сухопутной и морской артиллерии. В июле 1942г. получил задание СГКО по монтажу бронеплощадок к бронепоездам. Завод осуществлял ремонт автомашин, направляемых в воинские части. В период осадного положения города цеха завода были реконструированы под выпуск противотанковых мин. Завод неоднократно подвергался бомбардировкам. 15 июня 1943 г. Государственный Комитет Обороны принял постановление «О восстановлении завода №221 НКВ». Первая пушка системы Б-64 была отремонтирована 1 октября 1943 г., первая плавка была произведена 12 ноября 1943 г.
На выставке представлены документы архивных фондов: «Волгоградский областной комитет Компартии РСФСР», «Волгоградский городской комитет Компартии РСФСР», «Краснооктябрьский районный комитет Компартии РСФСР г. Волгограда», «Дзержинский районный комитет Компартии РСФСР», «Коллекция фотодокументов партийного архива Волгоградского обкома КПСС», «Волгоградское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры».
Военно-медицинская служба 62 армии, оборонявшей Сталинград, создавалась весной 1942 г., одновременно с формированием самой армии.
К моменту вступления 62 армии в боевые действия медицинская служба имела, в основном, молодые кадры врачей, фельдшеров и медицинских сестер, в большинстве своем без практического специального и боевого опыта.
Табельным имуществом медицинские части и учреждения обеспечены были не полностью, палаток было очень мало, специального санитарного транспорта почти не было. Лечебно-эвакуационные учреждения имели 2300 штатных койко-мест. В ходе боев большое количество раненых – десятки, сотни, тысячи пострадавших нуждались в помощи медиков. И они ее получали.
Трудностей в работе медицинской службы было много. Но военные медики делали все возможное, а иногда, казалось бы, и невозможное для выполнения своего священного долга. Учитывая создавшуюся боевую обстановку, изыскивались новые формы медицинского обеспечения.
Помимо существующей системы медицинского обеспечения было обращено внимание на подготовку всего личного состава войск к оказанию само- и взаимопомощи.
В штурмовых группах и отрядах, в боевых порядках, в отдельных гарнизонах всегда находились санитары и санитарные инструкторы, выделялись дополнительные силы для обеспечения выноса раненых. Часто эти отдельные группы и гарнизоны оказывались отрезанными от своих войск, вели боевые действия в окружении. В этих случаях эвакуация раненых становилась почти невозможной, и батальонные медицинские пункты (БМП) оборудовались в подвалах зданий, землянках, блиндажах непосредственно за боевыми порядками.
Близко за боевыми порядками батальонов были развернуты полковые медицинские пункты (ПМП). Чаще всего они оказывали необходимую помощь, дополняя уже оказанную, и принимая все меры к быстрейшей эвакуации раненых. Работа БМП и ПМП проходила в зоне действенного ружейно-пулеметного огня противника. Медицинская служба несла большие потери.
Под берегом Волги работали передовые группы медико-санитарных батальонов. Они развертывали, как правило, приемно-сортировочные, операционные, небольшие стационары для временно нетранспортабельных, эвакуируемым оказывали неотложную квалифицированную хирургическую помощь.
На фото: эвакуация раненых по льду Волги на волокушах, во время Сталинградской битвы
Здесь же на берегу размещались передовые группы полевых подвижных госпиталей (ППГ) №80 и № 689 и эвакопункт (ЭП) – 54, которые, развернув операционно-перевязочные и эвакуационные, оказывали квалифицированную помощь и готовили раненых к эвакуации через Волгу. Рядом работала оперативная группа армейского санитарно-эпидемического отряда (СЭО).
Операционные перевязочные, сортировочные, эвакуационные стационары развертывались в подвальных помещениях, штольнях, полуразрушенных помещениях, землянках, щелях, блиндажах, канализационных колодцах и трубах.
Так, госпитальное отделение медсанбата 13 ГСД размещалось в канализационной трубе; операционная медсанбата 39 сд – в штольне; операционная ППГ-689 – в подвале водокачки; операционная и эвакуационная ЭП-54 – в ресторане у центральной пристани.
Эвакуационный путь от переднего края до медсанбата и хирургического полевого подвижного госпиталя (ХППГ) был очень коротким, всего несколько километров. Оперируемость была высокой. Во многих случаях даже крайне тяжелые раненые были на операционном столе через 1-2 часа.
На левом берегу Волги в 5-10 км. размещались основные отделения медсанбатов и ХППГ первой линии (Колхозная Ахтуба, Верхняя Ахтуба, хутора Бурковский, Госпитомник). Были оборудованы причалы в Красной Слободе, Красном буксире и просто на берегу. В районе Колхозной Ахтубы был развернут пункт санитарной обработки.
Оказание специализированной помощи, лечение раненых, больных осуществлялось в госпиталях второй линии и фронтовых госпиталях, которые располагались в Ленинске, Солодовке, Токаревых Песках, Капяре, Владимировке, Николаевске и др. – в 40-60 км. от фронта.
Во второй половине ноября на пристани Тумак на восточном берегу Волги был организован приемный питательно-обогревательный пункт, рядом с которым ХППГ-689 развернули для оказания неотложной квалифицированной помощи операционно-перевязочный блок и стационар для временно нетранспортабельных. Все отделения были оборудованы в землянках, построенных личным составом госпиталя.
В Токаревых Песках был развернут армейский полевой госпиталь АПГ-4184 на 500 коек. Все отделения госпиталя были оборудованы в землянках большой площади. Работами руководили начальник госпиталя – военврач 2 ранга, впоследствии – профессор Ланда, замполит политрук Запарин, ведущий хирург военврач 2 ранга Теплов.
Но, пожалуй, самым трудным в медицинском обеспечении была эвакуация раненых через Волгу. Специальных средств не было. Для эвакуации раненых использовалось все, что было можно приспособить для этих целей. Эвакуация проводилась преимущественно ночью. По приказу командующего 62 армией маршала В.И.Чуйкова все виды транспорта, подвозившего через Волгу боеприпасы, оружие, войска и другое имущество, на обратном пути должны были забирать раненых.
К середине сентября месяца вопрос переправы раненых стал особо сложным и тяжелым. Решением Военного Совета для обеспечения переправы раненых были выделены ХППГ-689 и ЭП-54. Работа личного состава этих лечебных учреждений была очень трудной и опасной. Над переправами постоянно были вражеские самолеты, рвались снаряды. Только за период с 20 по 27 сентября 1942 г. ЭП-54 потерял 20 человек своего персонала.
В начале октября месяца обстановка резко ухудшилась. Противник местами вышел к Волге. Он просматривал и держал под обстрелом большой участок поверхности реки. Количество раненых в этот период увеличивалось, а условия переправы раненых стали еще сложнее. Однако, например, только за одни сутки 14 октября через Волгу было переправлено около 1400 раненых. В это время раненых ночью переправляли на остров Зайцевский, где находились группы от 112 медико-санитарного батальона и ЭП-54. После оказания помощи нуждающимся, раненых на носилках доставляли к причалам, находившимся в 2-х км., и переправляли на левый берег. В период ледохода причалы для раненых стали «летучими», т.е. они были там, куда могли, учитывая ледовую обстановку, пристать переправочные средства.
Характеризуя работу медслужбы при обороне Сталинграда, начальник ГВСУ генерал-полковник м\с Смирнов в своем труде «Проблемы военной медицины» пишет: «Наличие в войсковом тылу большой водной преграды, какой являлась Волга, резко затрудняло организацию лечебно-эвакуационного обеспечения войск. Под Сталинградом имел место массовый героизм, массовая отвага медицинских работников, особенно 62-й армии».
Выступая на встрече ветеранов 62-й Гвардейской армии, маршал Советского Союза В.И.Чуйков сказал: «Замечательные дела врачей, медицинских сестер, санитарных инструкторов, боровшихся вместе с нами плечом к плечу на правом берегу Волги, останутся навсегда в памяти каждого... Самоотверженность медицинских работников, находившихся, по существу, на переднем крае борьбы с врагом, помогла 62-й армии выполнить боевую задачу».
Условия, в которых работал тыл Сталинградского фронта (начальник тыла фронта генерал-майор Н.П. Анисимов) в период оборонительных операций (с 17 июля по 18 ноября 1942 г.), были исключительно сложными. Формирование тыловых частей и учреждений к началу первой оборонительной операции завершено не было. Фронт стал формироваться 12 июля, а 17 июля уже начались оборонительные бои на дальних подступах к Сталинграду.
СОЗДАННЫЕ тыловые части были слабо укомплектованы личным составом, табельным имуществом, транспортными средствами и подвижными ёмкостями для хранения горючего и смазочных материалов (ГСМ). Так, укомплектованность фронтового автотранспорта не превышала 70 проц., а армейского и особенно дивизионного составляла в среднем не более 40 проц. Фронт имел только три склада ГСМ, два отдельных автомобильных батальона, один автотранспортный батальон наливных машин. Армии имели от 4 до 9 госпиталей, что не обеспечивало их потребности.
Тыл Сталинградского фронта выполнял свои задачи в условиях господства авиации противника в воздухе. В его тыловой полосе находились крупные водные рубежи — Дон и Волга с ограниченным количеством мостов и переправ. В ходе оборонительных операций командование фронта и армий, учитывая степной характер местности и отсутствие лесных массивов, особое внимание уделяло укрытию и маскировке объектов тыла, его охране и обороне. Для этого выделялись зенитная артиллерия, бронепоезда, истребительная авиация. Ширина полосы обороны фронта достигала 800 км.
В подготовительный период и с началом оборонительных операций на сталинградском направлении армейские и часть фронтовых частей и учреждений тыла с запасами материальных средств развёртывались последовательно, по рубежам. При массированных ударах авиации противника по путям сообщения такой порядок развёртывания повышал устойчивость управления материально-техническим обеспечением, способствовал успешному выполнению войсками боевых задач.
С разделением 5 августа Сталинградского фронта на Сталинградский и Юго-Восточный начальником тыла Сталинградского фронта стал генерал-лейтенант И.Г. Советников, а Юго-Восточного — генерал-майор Н.П. Анисимов. В октябре 1942 года из выдвинутых Ставкой Верховного Главнокомандования дополнительных сил были созданы Донской, а затем и Юго-Западный фронты5.
Фронтам были определены тыловые районы. Их глубина составляла от 350 до 600 км. Однако ввиду отсутствия крупных населённых пунктов, складских помещений и из-за слаборазвитой транспортной сети фронты не могли полностью, а порой и частично использовать свои тыловые районы.
Глубина армейских тыловых районов вместе с войсковыми районами у большинства армий составляла 150—250 км. Тыловые районы дивизий первого эшелона имели глубину от 10 до 35 км. В 62-й армии в связи с тем, что на западном берегу расстояние от берега Волги до линии фронта равнялось от 0,2 до 2,5 км, тыловые районы полкам и дивизиям не выделялись.
В ходе оборонительных операций под Сталинградом положение с материально-техническим обеспечением фронтов, особенно боеприпасами, сложилось более трудное, чем это было в Битве под Москвой, т.к. значительно сократился объём подвоза боеприпасов в армии и не было возможности использовать промышленные предприятия города. Одновременно осуществлялось накопление вооружения и боеприпасов для обеспечения войск в контрнаступлении. В войсках планировалось иметь до 1,5 боекомплекта (бк) боеприпасов, а на армейских и фронтовых складах — до 1,0 бк.
К началу контрнаступления войска были в основном обеспечены боеприпасами. Расход боеприпасов в оборонительном сражении под Сталинградом был очень велик. Так, с 12 июля по 18 ноября 1942 года войсками Донского, Сталинградского и Юго-Западного фронтов было израсходовано 7,610 млн снарядов и мин, в т.ч. около 5 млн снарядов и мин войсками Сталинградского фронта. За этот период под Сталинградом всем трём фронтам было подано 5388 вагонов боеприпасов, 123 тыс. винтовок и автоматов, 53 тыс. пулемётов и 8 000 орудий.
Большую работу по обеспечению войск боеприпасами в этот период проделали начальники служб артиллерийского снабжения фронтов: Сталинградского — полковник А.И. Марков, Донского — полковник Н.М. Бочаров, Юго-Западного — полковник С.Г. Алга-сов, а также специальная группа офицеров Главного артиллерийского управления (ГАУ).
Обеспечение горючим войск в оборонительных операциях под Сталинградом осуществлялось в основном за счёт мобилизационных запасов, оставшихся в этом районе на базах Главнефтеснаба и прилегающих к нему районах. Однако подача его непосредственно в части и подразделения осуществлялась с большими трудностями. Под артиллерийским огнём и авиационными ударами противника горючее в бочках и бидонах из отделения армейского склада, расположенного на левом берегу Волги, переправлялось баркасами и на вёсельных лодках на заправочные пункты, где поддерживались 3—5-суточные запасы горючего. Это позволяло, обычно в ночное время, обеспечить своевременную заправку машин.
Кроме того, на основании решения ЦК ВКП(б) и СНК СССР для Сталинградского (начальник отдела службы горючего (ОСГ) полковник C.B. Лукьянов) и Донского (начальник ОСГ инженер-полковник Д.Я. Андреев) фронтов в районе Астрахани до конца навигации 1942 года были созданы необходимые запасы горючего. Ресурсы горючего, накопленные в районе Сталинграда, с учётом запасов на фронтовых и армейских складах к 1 декабря 1942 года составляли 55 тыс. т12. На подмосковных нефтебазах и на аэродромах имелись значительные мобилизационные запасы авиационного и автомобильного бензина, подготовленные к переброске самолётами по заявкам фронтов.
Положительную роль в накоплении запасов горючего сыграли и мобилизационные резервы, перемещённые с низовьев Волги на склады Министерства обороны, и перевалочные базы Волжско-Кам-ского бассейна. К1 мая 1942 года эти запасы составили 80,8 тыс. т (14,1 проц.), к 1 ноября 1942 года — 333,6 тыс. т (45,8 проц.).
В оборонительный период в Сталинградской битве расход горючего составил около 94 тыс. т. Больше половины расхода составил автобензин. Расход авиационного бензина был относительно невелик, т.к. в связи с плохими метеорологическими условиями авиация использовалась ограниченно.
В период напряжённых оборонительных боёв за Сталинград в результате уничтожения противником значительной части фронтовых запасов продовольствия и из-за трудностей подвоза из глубинных районов страны использование местных ресурсов имело огромное значение. В этих условиях военные советы Сталинградского и Юго-Восточного фронтов приняли ряд мер по укреплению службы продовольственного снабжения и улучшению питания войск за счёт местных ресурсов.
В результате принятых мер в период оборонительных операций подвижные запасы продовольствия в войсках поддерживались в размере 4—5 суточных дач, на армейских складах — 2—3 суточных дач, на фронтовых складах — 6—8 суточных дач, что обеспечивало бесперебойное снабжение войск.
Приготовление пищи, как правило, производилось побатальонно и поротно в пищевых котлах, которые устанавливались в откосах оврагов и крутом правом берегу Волги. Для устройства кухонь в городе использовались всевозможные укрытия (цоколи заводских труб, смотровые колодцы водопровода, фундаменты сталеварных печей, подвальные помещения домов). Питание в основном было двухразовое. Пищу доставляли, как правило, повара, т.к. каждый боец был на учёте. За бесперебойную доставку пищи многие повара были награждены правительственными наградами. Например, старший повар Горшков был награждён орденом
Красной Звезды и медалью «За отвагу». Не было дня, чтобы он не доставил бойцам горячей пищи, действуя подогнём противника.
Переход на зимнюю форму одежды в период обороны Сталинграда проходил более организованно и планомерно, чем это было в 1941 году под Москвой. Используя опыт снабжения войск зимним обмундированием в Битве под Москвой, управления вещевого и обозно-хозяйственного снабжения лучше подготовились к сезонной смене имущества в 1942 году. Войска фронтов прикреплялись на довольствие к складам по соответствующим направлениям. Отправка тёплых вещей фронтам в 1942 году началась заблаговременно.
Военный совет Сталинградского фронта уже 18 сентября рассмотрел и утвердил план подготовки к зиме. В нём, в частности, предусматривалось активизировать сбор тёплых вещей среди населения в тыловом районе фронта, выявить местные сырьевые ресурсы и разместить заказы на тёплые вещи на предприятиях местной промышленности и промкооперации. Своевременное поступление тёплых вещей по нарядам центра, как и использование местных ресурсов, во многом способствовало организованному переходу войск на зимнюю форму одежды. По состоянию на 10 ноября 1942 года войска передовой линии были полностью обеспечены шапками-ушанками, перчатками, тёплым бельём, портянками и на 80% — ватными телогрейками и шароварами.
Работники тыла даже в самой тяжёлой обстановке старались организовать помывку личного состава, для чего под обрывистыми берегами Волги, в землянках и подвалах разрушенных зданий старались оборудовать бани. Так, например, в дивизии генерал-майора А.И. Родимцева бывший ташкентский банщик Сурков оборудовал один из подвалов полуразрушенного здания под баню. На других участках фронта бани делали в землянках.
Транспортная сеть в тыловых районах фронтов была развита недостаточно. В этих условиях дальнейшее развитие получил и приобретённый ещё в первые месяцы войны опыт комплексного использования всех видов транспорта. При постоянном воздействии авиации противника целесообразными оказались воинские перевозки в ночное время, использование вместо крупных железнодорожных транспортов небольших летучек до 10—12 вагонов, менее уязвимых для авиации противника. Железные дороги могли подавать к тыловым границам фронтов до 100 поездов в сутки, а к станциям снабжения армий — всего 50—58 поездов. Почти все железные дороги имели рокадные направления, проходившие в 200—250 км от линии фронта. Фронтам выделялось по 2—3 железнодорожных направления, армиям — по одному железнодорожному участку. Отдельные железнодорожные направления использовались одновременно двумя фронтами. Донскому и Сталинградскому фронтам, кроме того, выделялись водные участки на Волге.
Основной объём воинских перевозок адресовался Сталинградскому фронту, при этом около 22 проц. приходилось на снабженческие перевозки.
Железнодорожный транспорт в битве под Сталинградом, несмотря на исключительно большие трудности, выполнил возложенные на него задачи. Полученный опыт организации воинских перевозок и эвакуации, а также строительства и восстановления железных дорог был использован в последующие периоды войны.
Ставка Верховного Главнокомандования для организации подвоза войскам фронтов материально-технических средств и эвакуации раненых поставила задачу использовать р. Волгу. С этой целью на крупных пристанях были развёрнуты базы снабжения.
Важную роль в этом сыграла Волжская военная флотилия (командующий — контр-адмирал Д.Д. Рогачёв). Её корабли своим огнём поддерживали 62-ю и 64-ю армии, на правый берег было доставлено около 90 тыс. бойцов и командиров, 4 ООО т воинских грузов, большое количество техники, вооружения и боеприпасов. Из фронтового города было эвакуировано около 52 тыс. человек, в т.ч. около 45 тыс. раненых. За навигацию 1942 года по Волге было перевезено более 5 млн т нефти и нефтепродуктов, до 800 тыс. бойцов и командиров, около 100 тыс. различных грузов, большое количество боевой техники. Всего же за оборонительный период кораблями Волжской военной флотилии и Нижневолжского пароходства было перевезено 250 тыс. т материальных средств.
В транспортном обеспечении войск Красной армии, защищавших Сталинград, принял участие и гражданский воздушный флот (ГВФ). Воинские перевозки выполняла 1-я авиатранспортная дивизия ГВФ, сформированная на базе Московской авиагруппы особого назначения и впоследствии переименованная в 10-ю гвардейскую авиатранспортную дивизию ГВФ. Широкое применение получила доставка боеприпасов в Сталинград самолётами По-2. Иногда за одну ночь вылетали по 10—15 самолётов, они делали по 3—4 рейса. Ежесуточно сбрасывалось парашютами 100—200 мешков общим весом от 10 до 20 т.
Маршал Советского Союза В.И. Чуйков, командующий 62-й армией в ходе Сталинградской оборонительной операции, в своей книге «Начало пути» подчеркнул: «Наши сердца наполнялись гордостью, когда мы наблюдали за пароходами и катерами Волжской флотилии, которые сквозь льды пробивались к армейским причалам, или за самолётами По-2, которые, снижаясь до 10—15 метров над узкой полоской ледяного берега, сбрасывали грузы, рискуя врезаться в крутые берега реки».
В связи с потерей ряда важных железнодорожных коммуникаций резко возросла роль морского транспорта, который также оказывал фронту большую помощь. Моряки в тесном взаимодействии с железнодорожниками и речниками доставляли в район Сталинграда войска, горючее, боеприпасы, продовольствие и другие грузы.
Транспортный флот Черноморского бассейна, насчитывавший около 40 судов, совместно с военными кораблями перевёз во втором полугодии 1942 года по линиям между кавказскими портами 218 тыс. человек и 233,5 тыс. т воинских и эвакуационных грузов, а суда Каспийского бассейна за тот же период доставили фронтам 468 тыс. бойцов и командиров (за весь 1942 г. на Каспии было перевезено 739,5 тыс. человек).
В условиях превосходства в воздухе авиации противника наиболее целесообразными оказались перевозки в ночное время автомобильным транспортом небольшими колоннами машин (по 10—15 единиц). При осуществлении крупных перевозок (войсковых соединений и больших запасов материальных средств) использовались колонны в 200—250 автомобилей, но подавались они под погрузку и выходили в рейс эшелонами по 20—25 машин с интервалами в 10—15 минут. Если позволяла сеть грунтовых дорог, то колонны двигались по нескольким маршрутам28. Машинам приходилось осенью двигаться по непролазной грязи, зимой дороги заносило снегом. И всё-таки автомобильные войска успешно справились со своими задачами29.
Основная нагрузка при выполнении подвоза материальных средств легла на армейский и фронтовой автотранспорт. Значительный объём перевозок выполнил автотранспорт Резерва ВГК30. Новый порядок подвоза материальных средств по принципу «от себя»31 и возложение ответственности на старшего начальника за обеспеченность нижестоящего звена поставили на повестку дня вопрос о внедрении их в повсеместную практику.
Шоссейные и грунтовые дороги, а также мостовые переправы через Дон, Волгу и другие реки в тыловых районах фронтов почти полностью отсутствовали. Потребность же войск в них была значительной, поэтому каждый фронт, используя опыт Московской битвы, подготавливал, как правило, по две военно-автомобильные дороги (ВАД) и по одной в каждой армии. Однако армейские ВАД до дивизионных складов ещё не доходили, а в основном заканчивались в 50—60 км от линии фронта. Протяжённость фронтовой ВАД в среднем составляла 350—400 км, армейской ВАД — 120—150 км. Кроме того, в полосах Сталинградского и Юго-Восточного фронтов были подготовлены три ВАД Ставки ВГК: Урбах — Астрахань, Астрахань — Гурьев, Саратов — Камышин — Рахинка33.
За короткий срок дорожники создали под Сталинградом сеть дорог и под огнём противника строили эстакадно-наплавные мосты и паромные переправы. Через Волгу между Саратовом и Астраханью с августа по октябрь были наведены 49 паромных переправ, на которых работали 134 парома, построены два наплавных и один эстакадно-наплавной мост.
Медицинское обеспечение войск осуществлялось ограниченным количеством учреждений (например, Юго-Западный фронт имел всего 15 госпиталей). Поэтому они развёртывались в один эшелон, резерв госпиталей не создавался. В целях приближения фронтовых госпиталей к войскам часть их развёртывалась в армейских тыловых районах, а Сталинградский фронт имел госпитали на правом берегу Волги.
Используя опыт медицинского обеспечения в Битве под Москвой, 63-я и 21-я армии развернули свои госпитальные базы в районах полевых армейских баз, что позволило при эвакуации раненых и больных использовать обратные рейсы автотранспорта.
Эвакуация раненых и больных в ходе всего оборонительного сражения осуществлялась по принципу «на себя»37. Проводилась она санитарными железнодорожными летучками, автомобильным транспортом, санитарно-транспортны-ми судами. Так, только водители 98-й автосанитарной роты Сталинградского фронта в течение лета и осени 1942 года перевезли более 100 тыс. раненых. Командир этой роты капитан М.Х. Иванов и политрук Д.Ф. Сериков были награждены орденами Красной Звезды.
Во время оборонительных операций продолжало совершенствоваться медицинское обеспечение войск. Был получен первый опыт усиления полковых и батальонных медицинских пунктов силами и средствами дивизионных медико-санитарных батальонов и армейских медицинских частей39. Для розыска раненых в развалинах города использовались собаки, этот опыт позднее широко применялся в период уличных боёв в Будапеште, Берлине и других городах.
Деятельность военно-ветеринарной службы в битве под Сталинградом заключалась прежде всего в сохранении боеспособности лошадей и охране личного состава войск от болезней, общих для человека и животных, в ветеринарном надзоре за обеспечением войск доброкачественными продуктами животного происхождения. Несмотря на высокую степень моторизации войск, конский состав в битве под Сталинградом не потерял своего значения. Основная масса лошадей была занята в гужевом транспорте. В каждой стрелковой дивизии насчитывалось свыше 2 ООО лошадей, значительная часть артиллерии была на конной тяге, в которой использовалось до 12 проц. списочного конского состава.
Большую роль в восстановлении здоровья лошадей и возвращении их в строй играли ветеринарные хирурги и терапевты. У руководства терапевтической службы фронтов и армий стояли опытные специалисты, возглавляемые главным ветеринарным терапевтом Красной армии П.С. Ионовым.
В целом тыл успешно справился с задачей тылового обеспечения войск в оборонительных операциях Сталинградской битвы. Полученный опыт работы тыла способствовал его дальнейшему развитию в последующие периоды войны.
#НиктоНеЗабыт #НичтоНеЗабыто